На прошлой неделе по Петербургу и Ленобласти прокатилась целая волна поджогов отделений банков или государственных учреждений. Самый громкий хлопок прозвучал днем 21 декабря в отделении банка на Среднеохтинском проспекте. 68-летняя пенсионерка облила банкомат воспламеняющейся жидкостью, после чего он взорвался. В результате в отделении выбило входную дверь и несколько окон. В тот же день пожилую женщину задержали. Оказалось, она следовала указаниям голоса в телефоне. Это оказались аферисты.
Не так давно произошел и другой вопиющий случай. Пенсионерка пришла в банк и запустила там фейерверк, а 20-летний парень бросил в здание Военкомата бутылку с зажигательной смесью. Теперь молодой человек может отправиться в колонию на 20 лет. На улице Есенина две пенсионерки решили спалить полицейский автомобиль. К счастью, ЧП удалось предотвратить. В итоге всех горе-поджигателей доставили в полицейский участок, а «похищенные» деньги, конечно же, им никто не возвратил.
В полиции отмечают, что люди, которые решились на такой шаг, идут на поводу у мошенников из недружественных государств. Причем перед Новым годом они хотят не только обогатиться, но и специально стараются заставить своих жертв совершить правонарушения. Полицейские также предупредили, что в преддверии праздника злоумышленники активизируются. Людям следует проявлять бдительность и прекратить общение при первых подозрительных словах.
И все же как в таком случае не стать очередной жертвой мошенников?
Во-первых, никогда и никому не передавать свои персональные данные или конфиденциальную информацию. Не называть паспортные данные, PIN-код, CVV-код и другие реквизиты банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в соцсетях, на интернет-сайтах и прочее, личного кабинета на «Госуслугах».
Звонящему следует задать вопросы. Если он представляется сотрудником полиции, банка, доктором поликлиники, страховым агентом, первое, что надо сделать, это попытаться разузнать, как можно больше информации о собеседнике. Простые вопросы, например, фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка или страхового агентства звонят, контактные данные руководителя организации, как найти официальный сайт, как и откуда он узнал телефон и прочее, в том числе упоминание об уголовной ответственности за мошенничество, настоящего сотрудника не смутят, а вот мошенников заставят понервничать.
Ни в коем случае нельзя переходить по ссылкам, которые присылают в мессенджерах, а требование внести деньги в качестве залога при розыгрыше призов или пополнение «контрольного» счета банка должно сразу насторожить. Завершить диалог необходимо сразу же, как только возникает подозрение, что вами пытаются манипулировать.