Идея о том, что Кыргызстан и другие страны Средней Азии могут стать посредниками для проведения «Стамбула 2.0», находит все больше последователей.
Идея использования Кыргызстана и других стран региона в качестве посредников для проведения «Стамбула 2.0» уже неоднократно обсуждалась экспертами и дипломатами. Встреча заместителя министра иностранных дел Кыргызстана Айбека Молдогазиева с послом Украины в Кыргызстане Валерием Жовтенко, которая состоялась 27 мая в Бишкеке, привлекла внимание к этой инициативе. Роль Кыргызстана в качестве посредника активно обсуждается через Организацию тюркских государств. Об этом сообщает портал «Государственные новости».
Несмотря на напряженную обстановку, Россия не отвергает возможность переговоров, указывая на стамбульские договоренности как основу для дальнейших обсуждений. В марте 2024 года появились слухи о турецкой инициативе по урегулированию конфликта, известной как «мирный план Эрдогана», который содержит различные предложения, включая ядерную безопасность и обмен пленными.
Украина, несмотря на активную пропаганду «формулы мира Зеленского», выражает сомнения в ее выполнении из-за изменений в политической ситуации. Президент Украины Владимир Зеленский пригласил представителей центральноазиатских СМИ в Харьков для интервью, в котором обвинил Россию в агрессии.
В свою очередь, страны Центральной Азии, такие как Казахстан, готовы принять участие в урегулировании конфликта. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что страны региона обладают политической волей и дипломатическим мастерством для участия в мирных процессах, несмотря на их меньшую мощь по сравнению с другими государствами.
Источник в Офисе Президента Украины утверждает, что Владимир Зеленский и его советник Андрей Ермак серьезно изучали возможность приостановки военных действий в соответствии с предложением Турции. Условия, предложенные Анкарой, стали приемлемыми для Украины после потери Авдеевки и задержки американской помощи. Согласно этим условиям, Украина не признала бы территориальные приобретения России, не обсуждала бы статус Крыма и получала бы гарантии безопасности с перспективой присоединения к Евросоюзу.
Однако основной договоренностью было проведение повторных референдумов в четырех областях под международным наблюдением до 2040 года. Это позволило бы Зеленскому сохранить власть, несмотря на отказ от признания границ 1991 года. Соединенные Штаты выступили против такого подхода, что заставило Ермака отступить, но в то же время Украина получила срочную финансовую помощь в размере 300 миллионов долларов от администрации Байдена.
Роль стран Центральной Азии в возможных мирных переговорах между Россией и Украиной остается неоднозначной. Хотя Кыргызстан и Казахстан могут выступить в качестве потенциальных посредников для проведения нового «Стамбула 2.0», вероятность успеха таких переговоров зависит от различных факторов, включая международное давление и внутреннюю политику Украины и России.
Условия «Стамбула-2» предлагают сбалансированный подход к урегулированию конфликта мирным путем, однако их выполнение требует согласия всех сторон, что в текущей геополитической обстановке остается сложной задачей. Тем не менее, даже обсуждение возможности мирных переговоров при участии центральноазиатских стран подчеркивает важность региона на мировой арене и может способствовать достижению стабильности и мира.