Недавно по сетям железных дорог из Кузбасса по Международному транспортному коридору «Север — Юг» отправили два состава с углем в Индию. Поезда едут через Казахстан и Туркменистан до границы Ирана. Там груз перегружают в вагоны с колеей более 1,4 тысячи миллиметров для продолжения пути по железным дорогам Ирана. Конечный пункт назначения – порт Бендер-Аббас в Иране, откуда уголь отправят морским транспортом в порт Мумбаи в Индии.
Почему был выбран именно коридор «Север — Юг», а не морской путь, корреспонденту «АБН24» объяснил президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
«Для того, чтобы добраться до моря, нам надо доехать либо по восточному полигону, где у нас ограничения по пропускной способности, либо попасть на северо-запад, в Питер. Там тоже есть определенные сложности, связанные с тем, что не все суда могут заходить в порт. Да и санкции немного ограничили возможности логистики. А если смотреть коридор «Север — Юг», то по километражу и срокам доставки это ближе и быстрее».
Оказывается, эта партия угля была опытной. Ее цель- обкатать маршрут и посмотреть, какие могут быть трудности.
«Проблемы есть с вопросами перевалки по Ирану, поскольку у нас колея разная. Мы проезжаем Казахстан и Туркмению по нашей колее 1520, потом идет колея 1435, и мы должны делать либо перегрузку, либо перестановку колесных пар. Если перестановка, то наши вагоны, если перегрузка, то их. Получается, мы не можем пересыпать весь вагон нашей колеи в вагон меньшей колеи — количество вагонов увеличивается. Дальше нужно попасть в порт Ирана, а дальше уже морская отгрузка в Индию».
Еще имеются проблемы со стоимостью логистики. Как отметил Иванкин, сейчас она в 2,5 раза дороже, чем если отправлять уголь по морю. Но перспектива имеется и очень хорошая — коридор «Север — Юг» сокращает время в пути вдвое. Если называть конкретные сроки, то Павел Иванкин делает следующие прогнозы:
«Если мы говорим о каких-то больших объемах перевозок, то это к 2026 году минимум будет готово. А если мы говорим о развитии инфраструктуры, то 2027 или 2028. Нам еще нужно добиться равных тарифных условий, чтобы о чем-то начать говорить с грузоотправителями. Сейчас угольщики на все это посмотрели и сказали: «Да, как резервный вариант, когда Восточный полигон не позволяет. Но еще надо доработать». Я думаю, 2025 год уйдет только на обкатку».
Таким образом, несмотря на некоторые проблемы и недочеты, можно сделать вывод что транспортный коридор «Север — Юг» — является перспективным направлением для грузоперевозок и бизнеса.