Его называли «королем комедии». Советский режиссер Леонид Гайдай действительно подарил отечественному кино очень много бессмертных шедевров. Это «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эти фильмы до сих пор собирают у экранов миллионы зрителей, а цитаты из них ужу давно ушли в народ.
В это с трудом верится, но снимавший блистательные комедии Гайдай был довольно жестким человеком. На его лице редко можно было увидеть улыбку. На съемочной площадке он требовал слушаться и соблюдать строгую дисциплину. Даже смеяться над шутками в сценарии актерам не было дозволено. Режиссер считал, что это вредит конечному результату.
По воспоминаниям актеров, работать с Гайдаем было непросто. Однако если дело доходило до конфликта с режиссером, то он вносил провинившихся в «черный список» и больше не приглашал их сниматься. Это относилось и к самым популярным актерам, даже к тем, кто был его явным любимчиком. Так кто и за что попал в «черный список» Леонида Гайдая?
Одним из таких актеров оказался Юрий Никулин. В жизни артист цирка и Гайдай дружили. Юрий Никулин сыграл в семи картинах режиссера. Дело в том, что роль Ивана Грозного для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» писалась специально для Юрия Никулина. Когда худсовет стал сомневаться в том, что Никулин подходит на роль царя, Гайдай горячо отстаивал его кандидатуру. Однако актер сам не стал сниматься в фильме, чем очень удивил и расстроил Леонида Гайдая.
Официальной причиной отказа были зарубежные гастроли цирка, в которых Никулин участвовал. Но в кинематографических кругах ходили слухи, что актер просто не верил, что картина понравится зрителям и ее пустят в прокат.
Леонид Гайдай затаил обиду на актера, но общаться с Никулиным не перестал. В черный список режиссера артист попал только после того, как еще раз отклонил предложение о съемках. В комедии «Не может быть» Юрию Никулину предложили роль папаши. Вместо актера эту роль сыграл Георгий Вицин, а Никулина Гайдай больше никогда не приглашал на съемки.
Еще один советский актер Евгений Моргунов стал популярным именно благодаря тому, что Леонид Гайдай придумал троицу Трус-Балбес-Бывалый, ставшую легендарной. Режиссер снял с этими персонажами фильмы «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и «Кавказская пленница».
Конфликт Гайдая с Евгением Моргуновым случился на съемках «Кавказской пленницы». На просмотр отснятого материала Моргунов пришел с несколькими поклонницами. Он сам и девушки немного выпили и поэтому шумели. Когда ассистентка режиссера сделала Моргунову замечание, сказав, что режиссеру это не нравится, Моргунов громко ответил: «Подумаешь, тоже мне Феллини!».
После такой выходки Гайдай сильно сократил количество сцен с Моргуновым, оперативно отснял их и отправил провинившегося актера домой. Больше он ни разу не приглашал Моргунова на съемки.
Роль в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая моментально сделала 19-летнюю Наталью Варлей знаменитой. Но вместе со славой юной актрисе пришлось пережить и испытания.
Так, на съемках Варлей узнала, что Леонид Гайдай питает к ней далеко не отеческие чувства. Неприятный эпизод произошел после того, как они вместе отмечали день рождения актера Александра Демьяненко. Гайдай проводил Наталью до гостиницы, затем поднялся с ней на этаж, но вместо того, чтобы уйти в свой номер, неожиданно прошел вслед за Варлей и попытался закрыть дверь изнутри. Актриса не дала ему этого сделать, но даже тогда режиссер не ушел. Произошла неловкая беседа, которую резко прервала появившаяся в дверях жена актера Нина Гребешкова.
«Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: «Мы говорим о работе», – вспоминала Наталья Варлей.
Посмотрев на мужа и Варлей гневным взглядом, Гребешкова развернулась и вышла. Режиссер встал с кресла и направился к выходу, Наталья подошла, чтобы закрыть за ним дверь. Однако Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри и попытался поцеловать юную красотку. Роман с женатым режиссером не входил в планы молодой актрисы.
«Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера, закрыла дверь и заперла ее на ключ», – рассказывала Варлей.
На следующий день Леонид Гайдай пришел на съемки мрачнее тучи, однако был вежлив. А когда съемочная группа возвращалась в Москву, неожиданно объявил: в фильме Нина будет говорить не своим голосом. В результате голосом Варлей героиня произносит единственную фразу: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!».
О произошедшем актриса рассказала только спустя 50 лет в своей книге «Канатоходка. Автобиография». Наталью Варлей режиссер никогда больше не приглашал играть в своих фильмах.
Во время съемок фильма «Бриллиантовая рука» актеру Андрею Миронову и Леониду Гайдаю очень понравилось работать вместе. Миронов вполне мог бы и дальше сниматься у Гайдая, и даже стать его любимчиком. Однако попытка режиссера пригласить актера в свою следующую картину «Иван Васильевич меняет профессию» не принесла результата. Андрей Миронов, который должен был сыграть роль афериста Жоржика Милославского, ответил отказом, поскольку уже согласился сниматься в ленте «Невероятные приключения итальянцев в России». Это обидело режиссера. Однако реальной причиной включения Андрея Миронова в «черный список» стало то, что актер сыграл Остапа Бендера в фильме «12 стульев». Этот поступок актера Гайдай посчитал предательством, ведь всего за несколько лет до премьеры он снял свою экранизацию произведения с Арчилом Гомиашвили в главной роли. Так что «мироновский» Остап Бендер стал для него просто ударом ниже пояса.
Актриса Светлана Светличная, которая сыграла в фильме «Бриллиантовая рука» роковую соблазнительницу главного героя, также попала в немилость Гайдая как раз из-за этого эпизода. Дело в том, что актриса поспорила с режиссером и предложила снять сцену в гостинице так, как видит она. Режиссера убедили ее доводы, хотя осадок остался.
Режиссер отомстил Светличной так же, как и Наталье Варлей: Анна Сергеевна говорит в фильме голосом актрисы Зои Толбузиной. Та была старше Светличной почти на 20 лет, и по голосу это очень хорошо видно. Видимо, «лишение права голоса» было у Гайдая любимым наказанием для строптивых актрис.