В московском районе Ясенево пока что в тестовом режиме запустили роботакси. Такие автомобили, рассчитанные на перевозку пассажиров, управляются с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ). Brif решил узнать у экспертов, каковы перспективы развития роботакси в России и насколько безопасным окажется сервис беспилотных перевозок.
Автоэксперт Виталий Архиреев считает, что искусственный интеллект не должен управлять транспортом массового сегмента, который используется в общественных местах.
«Мы не знаем, как поведет себя искусственный интеллект в будущем. Уже есть ряд прецедентов, где чат GPT подвел людей, поэтому нельзя всецело полагаться на ИИ», – подчеркнул он.
Вместе с тем спикер полагает, что роботизированный транспорт найдет хорошее применение на закрытых территориях, например, на производствах или в технопарках. Подойдет он и для использования на объектах культурного наследия, в частности в музеях под открытым небом.
«Мы и дальше будем муссировать тему с роботакси, и следующим камнем преткновения станет законодательная база. Нынешний закон не позволяет массово эксплуатировать беспилотное такси – во многом потому, что в случае ДТП трудно будет определить виновника аварии», – отметил Архиреев.
Генеральный директор АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов сообщил, что система с роботизированным такси «откатывается» уже давно, однако чем больше маршрутов «умный» транспорт станет исследовать на своем пути, тем надежнее и точнее будут результаты.
«Единственное препятствие на пути такого такси без водителя – это другие водители, люди, которые могут игнорировать ПДД и тем самым нарушать единую систему движения автомобилей на дороге. Автомобили, оснащенные искусственным интеллектом, в свою очередь, будут ездить, ориентируясь на установленные правила, за счет чего скорость доставки пассажиров может увеличиться по сравнению с обычным такси», – прокомментировал он.
В то же время эксперт считает, что есть ряд нюансов, которые необходимо соблюсти при реализации технологий по роботизации такси. Прежде всего это касается безопасности движения.
«Для беспилотного транспорта безопасности на дорогах можно достичь единственным способом, когда система дублирует себя по нескольку раз. У автомобиля, например, есть внутренние бортовые системы, а дальше сама дорога и дорожная инфраструктура подсказывают ему, как вести себя во время движения. До таких технологий можно дойти, когда все оборудование, в том числе инфраструктурное, будет заменено. Но это пока невозможно сделать без неких единых протоколов, согласно которым инфраструктурное и беспилотное оборудования станут взаимодействовать. До этого еще очень далеко не только в России, но и в мире», – рассказал спикер.
Куликов также полагает, что лишь в связке с дорожной инфраструктурой искусственный интеллект сможет предугадывать развитие событий, что позволит минимизировать количество ДТП и несчастных случаев. При этом он сомневается, что в ближайшее время беспилотные такси станут функционировать без «дополнительной поддержки».
«В любом случае в салоне будет сидеть тестировщик или инженер, который проследит за тем, чтобы автомобиль не навредил пассажиру», – отметил спикер.
По мнению эксперта, поездка на беспилотном такси поначалу будет восприниматься россиянами как аттракцион. Он считает, что многие захотели бы прокатиться на «умном» транспорте и узнать о принципах его работы.
Впрочем, пока новые технологии находятся на этапе тестирования, россияне продолжают пользоваться привычными такси с живыми водителями. Ранее Brif писал, что к осени 2023 года из-за ряда требований цены на перевозки могут вырасти.