На российском телевидении сейчас можно встретить любопытную рекламу сервиса СПБ (системы быстрых платежей) Банка России с участием стендап-комика и интернет-звезды Алексея Щербакова. Все бы ничего, но в своих не попавших в рекламу видео в YouTube и выступлениях он активно сквернословит и чуть ли не оскорбляет зрителей — в общем, является не лучшим примером для подражания и похоже поддерживает образ «простачка-матерщинника».
Brif решил разобраться, как же так вышло, что автор контента, который может показаться оскорбительным и даже дегенеративным, фигурирует в рекламном ролике российской платежной системы, о которой активно говорит председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина.
Член экспертного совета по развитию информационного общества и СМИ при Госдуме Вадим Манукян признался, что не понимает принципа, по которому подбираются персоналии для рекламы на отечественном телевидении. По его словам, есть достойные и приятные артисты, например Сергей Гармаш, Владимир Машков и Сергей Безруков.
«Среди молодежи чаще всего сначала берут каких-то кривляк, которые якобы смешат людей своим мусорным юмором. Делают потом из этих кривляк кумиров, а в итоге смотришь, они внезапно оказываются за рубежом и уже говорят гадости в адрес России», — прокомментировал эксперт.
По его мнению, если уж рекламодателям так нравится фамилия «Щербаков», им стоит пригласить для съемок прекрасного артиста Бориса Щербакова, особенно если речь идет о продвижении очень полезного межбанковского продукта.
«Достойных представителей молодежи нужно показывать, волонтеров, которые помогают собирать важные вещи для нужд СВО. Вот их в рекламе и снимайте. Они достойный пример для подражания», — заключил Манукян.
Впрочем, реклама на российском телевидении, транслируемая в утренние и дневные часы, легкодоступна и детям. Несмотря на то, что в ролике с Щербаковым, продвигающим СБП, нет ничего предосудительного, юные зрители, заинтересовавшись личностью комика, могут зайти в YouTube и посмотреть матерные и неоднозначные видео с его участием. Вопрос, какое именно влияние он может оказать на несовершеннолетних, журналисты Brif задали детскому психологу Ирине Тарановой.
По словам специалиста, подрастающее поколение, как правило, не способно понять, что в рекламном ролике является частью образа, а что — истинными моральными принципами человека.
«Дети повсеместно видят то, что противоречит моральным принципам: и на улице, и в школе, и в интернете. Конечно, определенная их часть старается подражать своим кумирам, и с этим ничего не поделаешь. Все зависит от тех принципов, норм, правил поведения, которые транслируются в семье», — подчеркнула она.
Психолог добавила, что на рекламу с участием комика Щербакова стоит поставить специальную маркировку и возрастной ценз, чтобы не травмировать неокрепшую детскую психику. Хотя подрастающее поколение не находится в числе основной целевой аудитории интернет-звезды, принять дополнительные меры по моральной безопасности не помешает.
Возможно, рекламодателям стоит тщательнее подбирать героев для съемок, предварительно изучив их личную и творческую биографию. Не исключено, что персонажи с сомнительными высказываниями и отсутствием четкой жизненной позиции способны показать дурные примеры подрастающему поколению, привить ему ложные ценности или стать кумирами взрослых, но не очень осознанных людей.
СБП — это совместная разработка Банка России и АО «Национальная система платежных карт». При этом Банк РФ в этом тандеме является оператором и расчетным центром, а НСПК выполняет функции операционного и клирингового центров.