В Калининграде, на территории предприятия АВТОТОР состоялся IV Всероссийский газомоторный форум. В ходе мероприятия игроки рынка вместе с властями обсудили перспективы применения природного газа на транспорте, а также технологические достижения сферы.
В форуме приняли участие Председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, заместитель председателя правительства Калининградской области министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов, глава совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов, а также представители федеральных органов власти — Министерства энергетики и Министерства транспорта. Для обсуждения направления развития рынка газомоторного топлива были приглашены операторы газозаправочной сети, производители оборудования для газомоторного транспорта и транспортных средств на метане.
В этом году площадкой для мероприятия выступила Калининградская область, имеющая высокий потенциал развития потребления природного газа на транспорте. Вдобавок в регионе базируется предприятие «АВТОТОР», в планах которого начать производство новых моделей газомоторного транспорта в 2025 году, таких как легковые автомобили, внедорожники и легкий коммерческий транспорт.
Об эффективности использования природного газа на транспорте говорят цифры. На примере самого «Газпрома». На текущий момент компания перевела на природный газ почти 15 тыс. автомобилей или 63% имеющегося парка. Как утверждает председатель совета директоров Виктор Зубков, за минувшие годы газификация транспорта позволила сэкономить 14 млрд рублей на разнице цен между бензином, дизелем и метаном. В 2024 году по заказу компании стали выпускать газомоторную дорожно-строительную технику. В их числе – бульдозеры, трубоукладчики и экскаваторы. Ко всему прочему, программа компании по переводу собственных и привлеченных транспортных средств продлится до 2030 года.
Сотрудничество «Газпрома» с федеральными и региональными органами власти привело к созданию широкой сети газозаправочных станций и введению мер поддержки рынка газомоторного топлива. Льгота на транспортный налог для владельцев автомобилей на метане действуют уже в 33 регионах России. С 1 января ее впервые введут в Смоленской области. С 2025 года федеральные субсидии на перевод транспортных средств на метан получат республики Ингушетия, Коми, Марий Эл и Хабаровский край. Наряду с этим федеральные средства на строительство газозаправочных станций впервые направят в Республику Марий Эл, Чеченскую Республику, Камчатский и Хабаровский края, Брянскую, Рязанскую области и Севастополь.
На форуме также озвучивались планы по расширению господдержки рынка газомоторного топлива. Сейчас в профильных министерствах прорабатывается вопрос об увеличении субсидии для производителей на 30% на единицу газомоторной техники. Также рассматривается возможность финансирования разработки мобильной заправочной инфраструктуры и компенсации потерь от льготных кредитов на покупку и переоборудование транспорта на метан.
Кроме того, ООО «Газпром газомоторное топливо» провело анализ мер поддержки, действующих в отношении электротранспорта, и предложило аналогичные меры для транспортных средств на природном газе. В частности, поддержка может включать льготы на проезд по платным федеральным дорогам, а также на парковку и лизинг.
Виктор Зубков считает, что необходимо увеличить количество заправочных станций и автомобилей на метане, чтобы ежегодно автопарк пополнялся на 80 тыс. автомобилей. При таких условиях компания сможет рассмотреть возможность развития производства передвижных заправочных комплексов, которые будут востребованы среди транспортных компаний. Комплексное решение вопросов развития газовой инфраструктуры, по мнению председателя, будет актуально в будущем для автомобильного, речного и железнодорожного транспорта.
На экспозиции в рамках форума участникам показали автомобили на природном газе от компании «АВТОТОР». Среди выставленных автомобилей – производимый на заводе седан BAIC U5 Plus и газовая версия кроссовера SWM G01, который был продемонстрирован на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге международном газовом форуме-2024, в данный момент он проходит процесс сертификации. Кроме того, на выставке был представлен внедорожник BAIC BJ 40, пикап АМБЕРТРАК WORK и малотоннажный электрический грузовик BROCK 75, оснащенный встроенным генератором на природном газе. Эти транспортные средства сейчас находятся на этапе разработки технологии для перехода на использование природного газа.
В своем выступлении на IV Всероссийском газомоторном форуме Председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов отметил, что проект по созданию производства автомобилей на метане Автотор реализует в соответствии с четырехсторонним соглашением о сотрудничестве в сфере развития использования природного газа в качестве моторного топлива в Калининградской области, подписанным с правительством региона, Минпромторгом и Газпромом.
Он подчеркнул, что «АВТОТОР» стал первым в стране производителем, освоившим выпуск газовых автомобилей в режиме конвейерного производства. Совместно со специалистами Газпрома калининградский автопроизводитель разработал и внедрил комплекс инженерных и технико-технологических решений, позволяющих выпускать газовые автомобили в режиме конвейерного производства и быстро адаптировать различные модели для оснащения их ГБО.
«АВТОТОР» и дальше планирует расширять линейку газовых моделей и формировать предложения исходя из потребностей рынка и конкретных запросов потребителей, отметил Валерий Горбунов, для этого есть квалифицированный персонал и соответствующие мощности. Но для дальнейшего развития производства и распространения автомобилей на природном газе необходимы решения по инфраструктуре и многим другим ключевым вопросам, чтобы такой вид транспорта стал более востребованным доступным для широкого круга потребителей.
«Ничего сложного в переводе транспорта с привычного дизельного и бензинового топлива на газомоторное нет. Достаточно проявить волю. У нас протяженность всего региона составляет 205 километров с востока на запад и 108 километров – с севера на юг, поэтому здесь легко можно создать всю необходимую инфраструктуру. Завод готов к участию в такой работе», – заключил председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов.