Глава Минобразования Кыргызстана Догдуркул Кендирбаева вновь подверглась критике за свою профессиональную деятельность. Как отмечает портал «Государственные новости», на этот раз свое недовольство работой министра выразили депутаты республиканского парламента. Так, депутат Надира Нарматова на заседании Жогорку Кенеша по социальной политике заявила:
«Вы саботировали и разрушили все гимназии и лицеи. Золотые сертификаты и «Алтын Тамга» получают выпускники гимназий и лицеев. Это результат их работы. Вам нужно было отсортировать и оставить лучшие, а несоответствующих нужно было ликвидировать. Педагоги упали духом. Мы поддержали ваш законопроект, но вы оказались не готовы к реформам».
Депутат затрагивает глобальную реформу образовательной системы Кыргызстана, которая началась еще прошлым летом. Несколько учебных заведений республики лишились статуса гимназий и лицеев в связи с «истечением срока лицензии» и тем, что в новом законе, который предложили принять в министерстве образования, а парламент его поддержал, таких типов учебных заведений просто не значилось. Однако уже в августе 2024 года 11 школ лишили статуса гимназий. Сама Догдуркул Кендирбаева так комментировала эти инициативы:
«Для школ создадут равные условия, не будет ни лицеев, ни гимназий. Чтобы получить такой статус, учебные заведения проходили аккредитацию. Те, у кого она действует, сохранят этот статус до 2028 года, однако заново аккредитацию выдавать уже не будут. На данный момент статуса гимназий лишились 11 школ в связи с окончанием срока лицензий».
В теории эта инициатива была призвана уменьшить, а потом насовсем убрать в стране «привилегированное образование» и тем сократить разрыв в качестве преподавания во всех школах Кыргызстана. На практике же, как обратили внимание некоторые депутаты парламента, новый закон просто «обрушил» все качество образования.
Деятельность министра образования и ее инициативы критиковали и ранее. Так, в telegram-канале «Салам Кыргызстан» отмечалось:
«Она (Кендирбаева) начала реформу, не удосужившись собрать экспертов по адаптации учебных программ. Говорила про Сингапур, а тут выясняется, что министр занята банальной протекцией учебной базы одной из частных школ Бишкека. Можем только догадываться, какую сумму запросят владельцы этой школы за то, чтобы передать права на их образовательную программу государству. Чем не повод для «распила»?»
В кыргызстанских школах, по данным того же канала, развивается «культ силы» и агрессии. Сейчас на учете инспекции ПДН республики состоит более 3,6 тысячи учеников. Данных по ученикам на внутришкольном учете не имеется, однако, как указывают эксперты, таких еще больше. При этом в 2024 году в школах Кыргызстана обучались почти полтора миллиона человек.
Есть предположения, что проблема еще и в том, что в рамках образовательных «прогрессивных реформ» педагогов нагружают еще и «бумажной» бюрократической работой. При этом отчеты напрямую привязаны к получению денег. В результате директорам, завучам и педагогам проще просто скрыть многие данные, чтобы получать хоть какие-то деньги на руки.
С другой стороны, школы Кыргызстана постепенно переходят на электронный документооборот. И здесь также есть проблемы. Многие электронные формы и программы постоянно «зависают» или не работают совсем. Все это отвлекает учителей от обучения и воспитания детей. Чтобы нагрузку на педагогов снизить, в Министерстве образования предложили перейти на двенадцатилетнее обучение. Но оказалось, что министерство не в состоянии реализовать свое же предложение.
Как сообщает канал «Салам Кыргызстан»: «Недавно ведомство призналось, что его программа перехода на 12-летнее образование только усилит загруженность школ и это будет банальное «перешагивание» на класс выше».
При этом проблемы обнаружились не только в программной, но и в аппаратной части проекта «цифровизации» образования. Еще в ноябре 2024 года выяснилось, что ПК, заказанные для учебных заведений Кыргызстана, не соответствуют даже приемлемому рабочему состоянию.
Масштаб проблемы принял такие обороты, что на нее даже обратил внимание президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Позднее он объявил выговоры некоторым профильным чиновникам. В их числе оказалась и Догдуркул Кендирбаева.
Выходит, многие простые кыргызстанцы и эксперты полагают, что система образования страны под управлением нынешнего министра буквально идет «вразнос». Одной из причин такой ситуации является то, что Кендирбаева пытается подражать западному опыту. Сейчас неравнодушные граждане Кыргызстана подозревают, что после фактического закрытия президентом Дональдом Трампом USAID, особо «перспективные» кадры из «независимых» НКО, у которых больше нет денег, могут нанять в качестве «квалифицированных специалистов» в структуру Министерства образования республики или организаций-партнеров, чтобы продолжать разрабатывать «интересные образовательные программы».
К слову, компетентность в своих образовательных инициативах показала и сама Догдуркул Кендирбаева. Так, в сентябре 2024 года министр предложила «завести грядки на территории школ, чтобы разнообразить рацион учащихся и приучать детей к физическому труду на ранних началах».
Люди тут же задумались, как быть с тем, что агрокультуры в основном растут в летнее время, и ухаживать за ними нужно именно в этот сезон, когда дети на каникулах? Кендирбаева ответа не дала. В результате складывается весьма интересная ситуация, когда министр образования, которая декларирует идеи всеобщей доступности к обучению, инновационность программ, «цифровой подход» и другие «прорывные проекты» регулярно обнаруживает свою некомпетентность, неспособность системно справляться с возникающими трудностями, а то и подозревается в откровенном лоббировании интересов Запада и «уничтожении национальной образовательной системы».
