Несколько лет власти Турции проводят политику «гуманитарной экспансии» Центральной Азии. О том, зачем стране возрождать понятие «Туркестана» и «Великого Турана», насколько эта экспансия увенчалась успехом и как воспринимается в Кыргызстане, сообщил портал «Государственные Новости».
В турецких учебниках по истории вместо понятия «Центральная Азия» будет употребляться термин «Туркестан» («земля турок»). Так Анкара продолжает втягивать страны региона, в том числе Кыргызстан, в единое тюркское пространство во главе с Турецкой Республикой.
Концепция «тюркского мира», который продвигает Турция в последние годы, представляется для страны единым Туркестаном без многонационального колорита. В последнее время турецкая экспансия в Центральную Азию стала еще более интенсивной. В 2021 году в Стамбуле создали Организацию тюркских государств (ОТГ). В 2022 году выпустили единые учебники для стран ОТГ — «Общая тюркская история», «Общая тюркская литература» и «География тюркского мира». В 2024 году специальная комиссия ОТГ согласовала единый тюркский алфавит из 34 букв.
В конце сентября в рамках ОТГ начали разрабатывать единую карту «тюркского мира». Для этого в Анкаре прошла встреча руководителей картографических учреждений стран ОТГ. Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал фото с картой «тюркского мира», на которой обозначили не только страны Центральной Азии, но и 20 регионов РФ.
Говоря о двустороннем сотрудничестве Анкары и Бишкека, стоит отметить, что товарооборот между Кыргызстаном и Турцией в первом полугодии 2024 года упал на 0,2%, по сравнению с таким же периодом прошлого года – до 736 миллионов долларов. По притоку прямых инвестиций Турция с 13% их общего объема сильно отстает от России (23%) и КНР (26%). Турецкий бизнес вкладывает больше всего средств в добычу полезных ископаемых.
Иными словами, Турция заинтересована только в природных богатствах Кыргызстана, чтобы затем использовать их для вывода собственной экономики из глубокого экономического кризиса последних лет. Россия, в отличие от Турции, осуществляет в Кыргызстане программу промышленной кооперации, обеспечивает страну всеми необходимыми энергоресурсами, защищает его в рамках обязательств в ОДКБ.
Кроме того, власти Кыргызстана смотрят на «гуманитарную активность» Турции с ее идеей «Туркестана» с осторожностью. Показательным является то, что визит Эрдогана в страну, который планировался в первом полугодии 2024 года, отложили на неопределенный срок. Во время поездки турецкий лидер был намерен поддержать своих сторонников в Республике, которые захотели создать новую политическую партию на основе идеологии Великого Турана.
Но и визит, и такие политические инициативы не поддержали ни власти страны, ни кыргызстанцы. В первую очередь Кыргызстан заинтересован в собственном суверенитете, которому нужна прочная историческая база (а она в основе имеет тесное сотрудничество именно с Россией), и сильная экономика и промышленность, которые также сейчас формируются при взаимодействии с Москвой, а не Анкарой.