В Астраханской области Роспотребнадзор совместно с Центробанком проведут мероприятия, направленные на финансовое просвещение населения. Соответствующее решение было принято на заседании Рабочей группы по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей на территории региона. В астраханском Роспотребнадзоре также отметили, что право на просвещение в области защиты прав потребителей является одним из базовых и неотъемлемых прав потребителей. Подробную информацию об этом ведомство опубликовало на своей официальной страничке в социальном сети «ВКонтакте».
Повышение доступности финансовых продуктов для малонаселенных и территориально отдаленных районов области.
Развитие финансовой грамотности населения является актуальной задачей государства. Государственные программы реализуемые в настоящее время в РФ направлены на повышение финансовой грамотности населения. Характеризующие цели и задачи повышения финансовой грамотности отражены в «Стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023».
В этой связи совместные усилия Центрального Банка России Отделения южного главного управления по Астраханской области с Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области направлены на финансовое просвещение населения, данная тема поднималась на заседании Рабочей группы по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей на территории Астраханской области (в том числе в отдаленных, малонаселённых и труднодоступных населенных пунктах).
Роспотребнадзор поддерживает принятие любых шагов, направленных на рост информированности потребителей, повышение потребительской грамотности, подчеркивая, что право на просвещение в области защиты прав потребителей является одним из базовых и неотъемлемых прав потребителей, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей». Именно с приобретением уверенных знаний в области безопасного и рационального потребления для потребителей открываются новые возможности, связанные с улучшением качества жизни и повышением личного благосостояния.
В современном мире все большая доля финансовых, страховых сервисов, а также маркет-плейсов по продаже товаров и услуг по перевозке пассажиров авиа и ж/д билетов доступны дистанционно.
Развитие цифровых услуг, обеспечивает прозрачность и скорость оказания услуг, которые сегодня используются ежедневно при совершении платежей через банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы, мобильный банк и интернет-банк, а также электронный кошелек.
Основными проблемами потребителей при заключении договоров в формате онлайн, будь то финансовые, страховые услуги покупка билетов (авиа и железнодорожных перевозок, прокат самокатов и др.), часто сопровождается предустановленным согласием (то есть проставлением за потребителя согласия в виде галочки на предоставление дополнительных платных услуг -например страхования при заключении договоров на предоставление основной услуги) — является навязыванием дополнительных платных услуг.
Так, на основании письма по предустановленным согласиям Банк России провел мониторинг сайтов и мобильных приложений компаний на предмет наличия/отсутствия автоматически предустановленного согласия на заключение договоров добровольного страхования при попытке приобретения основной услуги.
Проставление за потребителя при покупке дистанционным способом основной услуги автоматического согласия на заключение договора о предоставлении дополнительной платной услуги не может являться подтверждением ознакомления потребителя с Условиями и Правилами предоставления такой услуги, а также выражением потребителя волеизъявления на её приобретение.
В свою очередь Управлением в отношении лиц указанных в информационном письме проведены профилактические мероприятия — объявлены Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также составлены исковые заявления в защиту интересов неопределенного круга потребителей о прекращении действий по навязыванию договоров о предоставлении дополнительных платных услуг.
Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1, недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Развитие экосистем и финансовых платформ, расширение возможностей применения адресного подхода к потребителю и персонализации предложений финансовых,страховых и других продуктов и услуг не должны ограничивать право граждан на свободный информированный выбор.