
Благодаря разрешению на параллельный импорт в Россию многие «серые» продавцы нашли в этом обходной путь от уплаты налогов. Такие торговцы работают с контрафактом и контрабандой. Управляющий партнер ГК «Терминал Никольский» Дмитрий Груздев раскрыл в разговоре с «Южный федеральный», можно ли защититься от нелегальных товаров на маркетплейсах.
По данным агентства Data Insight, в 2024 году через площадки «Валдберис», «Озон», «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» было оформлено около 5 миллиардов онлайн-заказов. Большая часть товаров либо подделки, либо нелегально ввезенная продукция.
За последние три года ситуация с контрафактом стабилизировалась из-за строгих правил для продавцов со стороны площадок. Однако проблема никуда не делать, так как в законодательстве нет конкретного определения цифровой платформы и четкого регулирования маркетплейсов. Это создает правовые пробелы в вопросах трудовых отношений и защиты прав потребителей.
Конечно же, «серые» продавцы пользуются таким положением дел. Подделки и контрабанду они «упаковывают в легальную обертку» с помощью фиктивных фабрик и лазеек в законе.
Отдельная история обстоит с селлерами, которые уходят от обязательств по уплате налогов.
«Когда продавцы не хотят платить налоги, то прибегают к разного рода уловкам. Даже средние по объему компании часто сочетают «белую» и «серую» схемы: часть товаров завозят легально, а часть — карго. Так появляется видимость «белого» бизнеса, которую не всегда удается опровергнуть проверяющим органам. И это не единственный обходной путь», — рассказал Дмитрий Груздев.
Среди популярных схем у таких продавцов считается фиктивная локализация. Тем самым, фиктивные производственные компаний регистрируются как российские производители, а потом получают право на заказ кодов маркировки.
После чего к ним приходят селлеры, чьи товары были завезены по «серым» схемам, чтобы снять, например, китайские этикетки с товаров и наклеить бирку с указанием «Сделано в России». После этого готовится вся необходимая документация, а фиктивная фабрика оформляет маркировку, по которой потом товар продается на маркетплейсе.
Второй схемой является «дробление бизнеса и злоупотребление упрощенной системой налогообложения». Имея высокие обороты продаж, селлеры продолжают работать как ИП и пользоваться налоговыми преимуществами.
«Да, лимиты по УСН (в 2025 году — 60 млн рублей для 6% ставки и 150 млн рублей для 15%) формально соблюдаются, но только потому, что обороты распределяются на десятки ИП, зарегистрированных на друзей и родственников. Это позволяет избежать перехода на ОСНО и избавляет от уплаты НДС и других обязательств», — отметил эксперт.
Он таже добавил, что по закону дробление считается нарушением. Помимо этого, продавцы-нелегалы пользуются покупкой кодов на «черном рынке», чтобы наклеить на товар. Этот способ делает вещь «белой» для формальной отчетности без возможности отследить его происхождение. По словам Груздева, главное — чтобы товар прошел сканирование на складе.