Зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Гарелкин ответил на заявления Главы Минцифры Максута Шадаева по поводу цифрового суверенитета в России и ухода из нее иностранных IT-компаний. По его словам, люди не перестали пользоваться зарубежными продуктами, многим из которых нет альтернативы в РФ. Поэтому цифровой суверенитет в стране пока что не наступил. Свое мнение он высказал в официальном telegram-канале.
Глава Минцифры объявил, что с уходом иностранных ИТ-компаний в России наступил цифровой суверенитет. Не соглашусь с Максутом Шадаевым: уход компаний не означает, что люди перестали пользоваться их продуктами. Даже если оставить в стороне рынок потребительской электроники, а говорить только о программном обеспечении и интернет-сервисах, до полноценного цифрового суверенитета нам еще идти.
Да, у нас есть свои соцсети – но тому же Instagram* стопроцентной альтернативы нет. Люди по-прежнему пока предпочитают российским видеохостингам YouTube, ходят на Википедию, которая полностью контролируется американским фондом. На компьютерах 90% наших граждан и организаций установлена Windows ушедшей из России Microsoft, со встроенным новостным сервисом MSN.
В моем понимании достижение цифрового суверенитета возможно при выполнении пяти условий:
- Контроль государства за цифровой инфраструктурой и информационными потоками
- Ограничение вседозволенности западного бигтеха
- Снижение зависимости от импортируемых технологий
- Продвижение российской медиаповестки на международном уровне
- Четко выраженный курс на глобальное цифровое лидерство
Пока всё хорошо только с первым пунктом, а уход зарубежных компаний косвенно влияет на выполнение второго и третьего условий. Так что мы еще в середине этого пути – трудного, но единственно правильного.
*Instargram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ