Калининградской компании «Автотор» исполнилось 30 лет. За время существования предприятия на рынке произошло многое – кризисы, бремя санкций, уход западных и южнокорейских партнеров. О многолетнем опыте и силах работать дальше рассказали в холдинге.
Председатель Совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов рассказал, что за прошедшие годы компания наработала уникальный опыт, позволивший создать в Калининграде современное высокотехнологичное производство, переняла международные практики и обучила компетентных кадров и стала одним из крупнейших в мире контрактных автопроизводители по количеству моделей, которые выпускаются на одном производстве одномоментно, передает «Российская Газета».
Такие профессиональные знания помогли преодолеть трудности и препятствия, возникающие в том числе на фоне мировых изменений на политической арене. Например, в 2015 году Россию покинул американский концерт General Motors, занимавший больше половины объема производства. Чуть позже рынок серьезно просел в период пандемии коронавируса. А еще через некоторое время, в 2022 году, рынок покинули иностранные партнеры – BMW, KIA, Hyundai.
В руководстве компании отметили, что производство в разные годы подкосилось, но не сломалось и продолжало двигаться дальше. Так, в течение года удалось найти новых партнеров, переориентировать производство, чтобы начать выпускать новую продукцию, сосредоточиться на новых проектах, направленных на обеспечение технологической независимости. При этом квалифицированные кадры остались и сокращений удалось избежать.
Развитие не стоит на месте – в микрорайоне имени Космодемьянского нынче оживленно: завод перестраивают под новые задачи. Например, в цехе сварки продолжаются строительно-монтажные работы: ведется подготовка к монтажу сварочных кондукторов, часть оборудования специалисты перенастраивают под работу новых линий. Новый цех планируют запустить уже начале 2025 года. Также продолжают строить новый корпус окраски на 100 тысяч кузовов.
Компания выполняет взятые обязательства по углублению технологии и скоро на производстве планируют запустить производство нескольких моделей по полному технологическому циклу – сварка, окраска и сборка. Сотрудники предприятия сначала освоили выпуск больше 20 моделей брендов BAIC, KAIYI, SWM, Forthing, Jetour за год и теперь подготавливают производство для выпуска части из них по полному циклу.
Валерий Горбунов пояснил, что сейчас многое отстраивают заново – производство, логистику, бизнес-процессы. Накопленный опыт придает уверенности в результате.
«За короткий срок мы прошли трудный путь от возобновления работы полностью остановленного завода до вывода на рынок и запуска продаж абсолютно новых для России брендов. С нуля была выстроена работа дистрибьюторских компаний и структур, отвечающих за продвижение брендов, послепродажное сервисное и гарантийное обслуживание, создана сеть из 250 дилерских предприятий во всех регионах страны. В планах — увеличение доли выпускаемой продукции по полному циклу до 80 процентов к 2030 году, постепенное, поэтапное восстановление привычных объемов производства в соответствии с потребностями рынка», – поделился председатель Совета директоров.
Планы выполнимы: в рамках специального инвестиционного контракта с Минпромторгом РФ и правительством Калининградской области строятся 14 заводок по производству автокомпонентов. Кластер может обеспечить локализацию производства, перспективы предприятия и помочь укрепить технологический суверенитет России. Специалисты смогут выпускать отечественные электродвигатели, тяговые батареи, редукторы, электронные системы управления, двигатели внутреннего сгорания, системы выпуска отработавших газов, автосидения, пластмассу, оборудование и оснастку, автокомпрессоры кондиционера, технические средства реабилитации для инвалидов. Также создается собственное литейно-механическое производство, включая предприятия по цветному, черному и стальному литью с механической обработкой. В дополнение к этому готовится к запуску завод по производству компактных электромобилей, в том числе предназначенных для маломобильных групп населения. «Автотор» способствует превращению Калининграда в регион, ориентированный на развитие экологически чистого транспорта, начав выпуск пассажирских электромобилей под брендом «Амберавто» и коммерческих электромобилей Brock.
Так, 200 «Амберавто» модели А5 эксплуатируются в регионе. Кроме того, концерн продолжает создавать компактные электромобили на базе собственных разработок. По словам директора Инновационно-технологического центра «Автотор» Владимира Чапли, команда работает в том числе на то, чтобы сделать электромобиль доступным и обеспечить высокую локализацию будущей линейки. По его мнению, такой продукт может быть востребован в такси, каршерингах и службах доставки.
Совместно с «Газпром Газомоторные системы» и «Газпром газомоторное топливо» реализуется проект по выпуску газовых автомобилей, Автотор разработал технологию конвейерного производства автомобилей на метане с использованием газобаллонного оборудования. Пилотные авто выпустили на базе BAIC U5 plus, технологию также применил на модели SWM G01. Помимо этого, осваивают выпуск автомобилей для маломобильных граждан. На Петербургском международном газовом форуме в октябре 2024 года производитель показал седан на газе с ручным управлением. Авто передали ДОСААФ для текстовой эксплуатации, специалисты будут обучать маломобильных граждан.
«Важно, чтобы эти люди, героические люди, не были оторваны от жизни и имели возможность передвигаться на личном транспорте. «Автотор» и дальше будет развивать эти направления. У нас есть планы по созданию более широкой линейки моделей, чтобы у людей была возможность выбора», — отметил Валерий Горбунов.
Также продолжает работу проект по ремоторизации – двигатель внутреннего сгорания заменяют на электросиловую установку на тех автомобилях, которые уже эксплуатируются.
Директор по ремоторизации холдинга Дмитрий Чемакин отметил, что для серийного применения типовых решений в рамках программы ремоторизации необходима комплексная правовая поддержка, эти вопросы также прорабатываются.
Основатель компании Владимир Щербаков подчеркнул, что все 30 лет своей истории «Автотор» следовал философии движения вперед – осваивал и совершенствовал технологии производства, создавал с партнерами облик автомобильного рынка страны, наращивал компетенции.
«Мы отмечаем наш юбилей с четким осознанием, что останавливаться нельзя. И пройденный нами путь, и все, чего на нем удалось достичь, доказывает, что нашей команде по силам решение задач любой сложности», – сказал Владимир Щербаков.
Так, за это время освоено производство больше 200 моделей авто, а деятельность завода привлекла больше 700 млрд рублей налоговых отчислений в бюджет государства и обеспечила занятость более 30 тысяч человек, в том числе на смежных производствах.