Представителей радикальных религиозных организаций все чаще задерживают в Кыргызстане и соседних государствах. Специалисты государственного комитета нацбезопасности выявляют целые села экстремистов. Эксперты объяснили, какие есть возможности у государства для пресечения роста и распространения таких организаций.
Бывший заместитель директор Государственной комиссии по делам религий КР, эксперт в сфере религии Канатбек Мурзахалилов считает, что идет тенденция к увеличению числа экстремистов. Радикальные организации стали работать по-новому. Вербовка граждан происходит посредством мессенджеров и аккаунтов в социальных сетях. Адептами становятся неокрепшие умы, которые могли даже случайно попасть на трансляцию.
«Эмиссары действуют среди социально незащищенных слоев населения, аргументируя временные трудности, социальные неравенства безработицу тем, что если они установят халифат, подобные проблемы, в том числе с коррупцией, уйдут. Необразованные представители общества попадают на эти заверения и интегрируются в организацию», — отметил специалист в беседе с VB.KG.
По его словам, государство может усилить религиозную и духовную работу с населением. На данный момент разработаны госпрограммы и концепция в религиозной сфере, но они не реализованы. Мурзахалилов уверен, что нужно работать в тесном контакте с духовным органом управления мусульман. Также нужно информировать население о последствиях присоединения к радикальным организациям.
Глава Духовного совета муфтиев России Альбир Крганов объяснил изданию, что ислам — это религия четкого порядка и дисциплины. Он уверен, что не должно быть частных мечетей и учебных заведений, все они должны быть внедрены в единую структуру муфтията Кыргызстана.
«Ислам — коллективная религия. Всевышний нам ее создал, пророк Мухаммед определил и по сунне его мы должны жить. Неудивительно, что у мусульман и государства возникают вопросы. С точки зрения Богословия уже здесь ошибка. Вносить смуту в мусульманское сообщество никому нельзя», — заключил Альбир Крганов.
Клинический психолог Алла Клевакова констатировала, что людей к участию в экстремистских организациях толкают психологические травмы, которые чаще всего появились еще в детстве. По ее словам, если у ребенка нет отца, то перед ним нет авторитета, поэтому, познакомившись с харизматичным лидером радикальной группировки, даже взрослый человек теряет ориентир. Сторонниками радикальных объединений чаще всего становятся люди до 25 лет с непроработанными психологическими проблемами, которые хотят что-то доказать миру.
«Если ребенку в детстве показали, что мир небезопасен, что с ним нужно бороться, то он будет это транслировать в более взрослом возрасте. Тем более сейчас при доступности информации в Интернете. В целом же, в такие организации попадают чаще те, у кого не сформировалась эмпатия к другому человеку, нарциссические и психопатические личности. Но они часто не осознают этого», — уточнила клинический психолог.
Специалист видит решение проблемы во введении психообразования для детей и взрослых. Психогигиена позволит минимизировать тенденцию увеличения числа экстремистов в Кыргызстане. Вербовщики активно пользуются потребностью человека в любви, которую ему недодали родители.